/   Блог
   /   Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

25.02.2017
В январе 2017 года наша группа из 3-х человек, участники клуба SUP-серферов (supclub.ru) отправилась в путешествие на остров Палаван на Филиппины.

С собой у нас были надувные SUP-борды, что позволило нам колесить по острову и кататься в разных местах.

Палаван

Палаван, а точнее бухта Бакуит в Эль Нидо, можно сказать идеально место для катания на SUP-доске. Все потому, что вокруг бухты почти плотным кольцом идет цепь островов. Часть из них является необитаемыми, на других располагаются отели. Поэтому, даже если попасть в штормовой ветер, с которым никак не получится справиться, то можно относительно расслабиться и причалить к ближайшему острову. Относительно потому что между островами есть все-таки открытое водное пространство, в самом широком месте на севере от Эль-Нидо до 5 км. Поэтому грести, конечно, нужно активно пока не окажешься на берегу.

Почти на всех островах есть кокосовые пальмы, поэтому, если умеешь разделывать кокос, то без еды и воды не останешься.

Трафик вокруг многих островов существенный, около 500 лодок курсируют от острова к острову с туристами на борту. Лодку можно всегда попросить о помощи, за небольшую плату они с удовольствием возьмут вас на борт. Так с нами и произошло дважды. В первый раз в шторм нас приютила парусная шхуна. Было очень интересно посмотреть как ходит парусник, а второй раз испанская яхта.

Палаван

Итак, первый остров который мы посетили был — Inabuyatan. От нашей виллы до этого острова всего 2,5 километра. Остров представляет из себя огромную скалу. Проплывая мимо него кажется, что из воды вырос готический небоскреб со свисающими скалами и растущими не понятно на чем деревьями, которые кажется вот вот упадут!

Добирались долго, часа 3, так как поднялся шквальный ветер.

С обратной стороны острова есть большой и красивый пляж. В виду близости острова к Палавану здесь постоянно много лодок с туристами. Однако если обойти остров, то с западной стороны есть небольшой пляж, где можно позагорать в уединении.

Палаван

На острове хороший красивый риф, можно поплавать с маской.

От Inabuyatan мы отправились на остров Malpacao, что в 3-х км. Это красивый остров в форме горба верблюда. Вдоль горба устлан прекрасный пляж. Мы причалили на пляж, осмотрелись. В деревьях показалось активное движение. Присмотрелись, а там огромные черно-белые птицы, так и не поняли что за вид. Однако осмотреть остров нам не удалось. Буквально через несколько минут на пляже показалась женщина лет 60 без одежды…

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

Она подошла к нам, представилась владелицей острова и попросила не задерживаться. Как позже выяснилось дама называет себя Пятницей, ей 65 лет, последние 30 она живет здесь на острове. Пятница является организатором общества свободной любви и ее «друзья» проводят время именно здесь. Кроме того на острове есть мини-отель, проживание исключительно без одежды. Если кому интересно, у Пятницы есть сайт в интернете и отзывы на Трип эдвайзере. Еу! В общем, унесли ноги! Отправились домой в Лас Кабанос!

На другой день мы проплыли по своей родной лагуне Лас Кабанос и Коронг-Коронг, а далее прошли до Папайя бич, что на хребте отделяющем Коронг-Коронг от Эль Нидо. Километраж около 10 км. Здесь также туристические пляжи.

Стоит отметить песок на Папайя бич, он белоснежный как пудра! Еще из достопримечательностей здесь есть мартышки и морские черепахи. Причем черепах довольно несложно увидеть. Просто надеваешь маску и плаваешь часик! С доской еще проще, маска на голове, катаешься и смотришь сквозь прозрачную воду. Как только видишь черепаху, опускаешь маску на лицо и в воду. Так получается быстрее.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

По дороге на Папайя бич есть красивая природная каменная арка. Через нее можно проплыть на доске. Это немного страшно, кажется камень вот-вот сорвется, но на самом деле довольно безопасно. За аркой еще один пляж, более людный, чем Папайя.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины), пляж

В этот день нам повезло, было совсем не ветрено. На обратном пути нас застал уникальный закат. Говорят, в Эль Нидо такие закаты частые и многие именно посмотреть на них сюда и приезжают. Однако, январь был пасмурным и очень влажным, поэтому мы застали такое чудо света только один раз. Но это было великолепно! Небо и море стали розово-золотого цвета. Казалось мы плывем не по воде, а по лаве. Это непередаваемо! Хотелось остановить время…

Закат на Палаване

Настал старый Новый год, мы решили отметить его как-то необычно и отправились в поход на необитаемый остров. Собрали палатки, ужин, прочие походные мелочи и отправились в путь. Мы доплыли до острова Entalula. Здесь с одной стороны острова расположен отель Entalula resort, а с другой дикий пляж, поэтому остров оказался не необитаемым. Дикий пляж и территорию отеля отделяет скала, т.е. пройти к отелю невозможно. Именно здесь мы и остановились и разбили лагерь. Идти куда-то далеко мы не планировали, ведь Новый год и нужно отпраздновать. Остров нам сразу понравился. Очень зеленый и нежным песком и великолепной бухтой.

Кемпинг на острове

Кроме того, в бухте замечательный риф и кристальная вода. Это один из самых красивых островов, которые нам удалось посетить в Эль Нидо.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

На острове с нами жила игуана или варан, размером с таксу. Зверь от нас постоянно прятался, но ночью тщательно обследовал территорию, изучал непрошеных гостей.

Был и существенный минус. На остров ежедневно возят туристов и пришлось потратить время на уборку. Это очень грустно, но в наши дни мусор можно без труда найти даже на необитаемом острове. Почему-то некоторые люди считают для себя нормальным оставлять бутылки, банки от консервов, пакеты, фантики от шоколадок и мороженного на пляже. За час мы собрали весь мусор в два огромных мешка. Утром, когда на пляж приехала первая лодка с туристами, мы подозвали их капитана и заставили его взять на борт мешки. Туристов попросили проконтролировать, чтобы мусор доехал до Эль Нидо, а не был выброшен в море.

После уборки и установки палаток мы обследовали местный риф, от чего пришли в полный восторг, а затем принялись собирать праздничный ужин. Разожгли костер из бамбуковых палок. Они как фейерверк взрывались, как только огонь подбирался к перемычкам, наполненным водой.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

На праздничном столе у нас были местные консервы, крекеры, овощи, манго и ананасы, местный ром Барокай, аналог Малибу, чай и даже красная икра, привезенная из Москвы! Рыбаки из нас не очень, даже не стали пробовать что-либо поймать. Да и нужно сказать, что в радиусе 10 км. от Эль Нидо рыбы мало, ее уже давно всю выловили. Отужинав, мы легли спать. На утро рано вставать, большие планы.

Палаван

Нужно отметить, что ночевка на необитаемом острове не такое уж романтичное дело, как может показаться. На песке и на доске спать жестко, а песок еще и сильно деформируется на наклонном берегу и к утру ты уже спишь в позе зю. Наш пляж был совсем небольшой всего метров 20 в ширину. Разбивая лагерь мы не на шутку беспокоились о том до какого места дойдет прилив. Ночью шум волн, с грохотом разбивающихся о валуны на берегу, подсказывал, что вода все ближе. Периодически кто-нибудь выходил из палатки посмотреть где вода. Ночью на берегу мгла и тут ты понимаешь, что никого вокруг нет и как-то не по себе становится.

Утром ввиду некомфортной ночевки мы встали рано. Позавтракали, искупались, закопали кострище в песок и отправились дальше.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

Перед отъездом сделали такое шуточное фото:

Наш путь лежал к острову Минилок, что в 3 км. Сам остров ничем не примечателен, кроме дорогущего отеля, который находится на его территории.

Вообще дорогие отели на островах — это самый комфортный способ проживания в этом регионе. Дело в том, что сам городок Эль-Нидо — та еще помойка. За 20 лет активной работы курорта местные жители превратили уникальную про красоте бухту Эль Нидо (километровый пляж с голубой лагуной) в парковку для лодок с туристами. Их здесь порядка 1 000. Все на солярке, поэтому вода здесь непригодная для купания. Жак Ив Кусто, открывший туристическому миру Эль Нидо, в гробу перевернулся бы, увидев что здесь сейчас происходит. На берегу Анапа 90-х годов азиатского разлива. Куча хаотично наляпанных бетонных построек с висящими шмотками проводов и кучами мусора. По узким дорогам ходят туристы и сотни трициклов. Воздух посему опять же жуткий… Есть уже, конечно, и красивые отели в Эль Нидо, но они не скрашивают общий запущенный вид.

Эль Нидо

Все отдыхающие покидают городок утром на одном из кораблей и едут в тур по островам. Так и отдыхают. Поэтому когда вы живете в отеле на острове, вам не нужно никуда срываться каждое утро, вы можете просто наслаждаться природой и морем круглосуточно.

Итак за островом Минилок есть так называемая Большая лагуна (Big laguna). Это расщелина в острове с песчаным дном.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

Вода здесь прозрачная и очень голубая, просто кислотно-голубая. Нам повезло приплыть сюда рано утром, так как уже с 10 часов здесь полно лодок с туристами. Туристам здесь предлагают напрокат каяки, на которых можно прогуляться по расщелине.

После Большой лагуны мы зашли еще на один остров, пообедали и пошли домой в Лас Кабанас. По дороге видели двух черепах. Одну размером с подушку, а вторую около метра в длину. С первой черепахой удалось поплавать. Она совсем не боялась нас и плавала рядом, а вот вторая испугалась и быстро уплыла.

К слову про Лас Кабанос. Это удивительное место, в котором нам довелось жить. Приехав в Эль-Нидо мы были им шокированы сразу. Кроме того, смущало отсутствие пляжа, ведь нам нужно жить в шаговой доступности от моря, чтобы не накачивать доски каждый день. Поэтому, арендовав скутер, мы отправились искать места получше. Ближайший к Эль Нидо поселок Коронг Коронг нас тоже не впечатлил. Отели здесь вдоль моря, это плюс, но само море очень мелкое, лагуны нет, не покупаешься. Следующее местечко — Лас Кабанос. Так называется пляж и лагуна. Здесь очень красиво, огромная чистая голубая лагуна, стильные кафе на берегу и всего 2 отеля: Орандж и Лас Кабанас. Отели очень дорогие по 100-300 долларов в сутки за номер. Это никак в наш бюджет не вписывалось. Однако в 100 метрах от отеля Лас Кабанас мы нашли частный гест хаус со стоимостью номера всего 1 500 песо в сутки и непосредственно на пляже. Здесь мы и поселились. Больше жилья в Лас Кабанос нет, так что нам можно сказать очень повезло.

Лас-Кабанос

В нашем мини-отеле не было горячей воды и кондиционера, его заменял морской бриз. Еще с 6 утра до 12 дня не было электричества. Но мы были не в обиде. Отсутствие этих благ отпугивало туристов и мы прожили одни почти весь месяц нашего тура. В нашем распоряжении кроме комнат был мангал, большая терраса и гамак. Каждый день мы посещали рынок, закупали морепродукты, фрукты и овощи и готовили на мангале.

Палаван

Эль Нидо настоящий рай для гурманов. Здесь на рынке можно купить множество различных морепродуктов. Это и десятки видов рыбы, кальмары, лобстеры, креветки до 20 см в длину, мидии, крабы, осьминоги, устрицы. При этом нельзя сказать, что в ресторанах такой же огромный выбор, нет, в меню обычно кальмары, рыба, крабы. Поэтому нам опять же повело иметь свой мангал, удалось попробовать все, что можно было.

Про рынок мы сняли небольшой ролик.

Следующая наша SUP-поездка была на озеро Данао. Это пресное озеро в 50 км. от Эль Нидо. Озеро является заповедником и заодно водохранилищем для всего острова Палаван. Данао находится в 5 км. от городка Тай-Тай. Добирались до озера мы на скутерах. Аренда скутера здесь стоит 500-700 песо за день.

Палаван

Сама дорога хорошая, бетонная и почти без трафика, проходит по сельской местности, побережью и лесам. Очень красиво! Даже если вам не нужно никуда ехать, отдыхая в Эль Нидо, обязательно арендуйте скутер и покатайтесь в округе.

По дороге к озеру мы заехали на водопады. Очаровательное зрелище. К водопадам от парковки нужно идти минут 20 по тропическому лесу с огромными деревьями, гигантскими корнями, лианами, обезьянками. Периодически нас накрывали запахи дорогого парфюма, значит где-то рядом цветет какое-то дерево. Вдоль тропы течет горная река, мелкая, каменистая, прозрачная и прохладная.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

И наконец 4 водопада с небольшими бассейнами. Вода в бассейнах градусов 18, нам русским людям то, что нужно! Сергей не упустил шанс прыгнуть с вершины водопада в бассейн, стремненько!

Озеро Данао оказалось до боли похожим на наши родные российские среднеполосные озера. Нас постоянно преследовало дежавю Селигера. Вода чистая, теплая, можно купаться.

В озере водятся мелкие рыбки, за ними охотятся несколько рыбачьих семейств. По краям озера рисовые поля и пастбища животных. Красота! Самое приятное здесь — это тишина. Ни звука. Это идеальное место для релаксации.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

На обратном пути у нас произошло небольшое ДТП, мой скутер упал на песчаном фрагменте дороги. Слава богу обошлось небольшой раной на ноге. Прошло за несколько дней и не повлияло на возможность кататься на сапе.

Еще одним ярким впечатлением стала поездка в мангровые заросли. Очень зря мы пошли налегке в шортах и футболках. Это была большая ошибка. Мы всегда одеваемся для катания на SUP в подобающую одежду так, чтобы не обгореть и не быть съеденными насекомыми, а тут такой прокол…

До мангр мы шли по морю около часа. Это недалеко от Лас Кабанос. Вода постепенно становилась все более мутной. Подходя к зарослям мы увидели рыбака в лодке. Он был одет в спортивный костюм, куртку, на голове у него была балаклава. Уже тогда мы поняли как ошиблись с одеждой, но разворачиваться не стали.

Мангровый лес произвел жутковатое впечатление. Здесь легко заблудиться, лес — это по сути лабиринт, нужно хорошо запоминать дорогу. Вода коричневого цвета и совсем не прозрачная. Падать в такую совсем не хочется.

Мы предварительно спросили у местных нет ли здесь змей или крокодилов и получили отрицательный ответ, однако по опыту путешествий мы знаем как часто местные сами не знают, что у них водится. На обратной дороге мы как раз получили подтверждение этим мыслям…

Сами мангры — это черные деревья с огромными корнями, торчащими высоко над водой. Пейзажи просто для фильмов ужасов.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

Добавили колорита и черные обезьяны, кричащие в зарослях и прыгающие неожиданно где-то рядом. Ну и конечно москиты. Здесь они малюсенькие, черные и очень голодные. В общем мы были съедены. Укусы потом долго зудели.

На обратном пути из мангр мы решили проверить донки рыбака. Всегда интересно, что там за улов. И на тебе! Сергей вытащил с крючка то ли змею, то ли мурену. Метра 2 длиной. Она всей мощью своего тела извивалась и вырывалась с крючка. Мы решили найти рыбака и узнать что это за зверь. Оказалось — это угорь. Рыбак нам его любезно продал. Понимание того, что в водах мангровых зарослей водятся такие рыбки, сделало это место еще более неприятным для нас.

Угря зажарили на барбекю. Вкусное белое мясо, но очень костлявый.

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

В прошлый раз мы путешествовали на Филиппинах по острову Сиаргао, мировой серф-мекке. На Сиаргао отличные волны для новичков круглый год. Мы катались на наших надувных паддлбордах. Здесь на Палаване сначала казалось серфинга просто нет, но оказалось это не так. Во-первых, есть сезонные волны. Мы не установили точно цикличность, но они периодически приходят. В Лас Кабанос можно поймать волну до 3 футов высотой. Последняя неделя нашего путешествия как раз оказалась богатой на волны, удалось покататься прям у дома.

Во-вторых на Палаване есть отличный серфинг спот. Находится он на севере острова на пляже Дули. Сам пляж великолепный, большой, песчаный. Туристов почти нет. Здесь можно не только серфить, но и кататься на байке по побережью.

На пляже есть одноименный отель — Duli beach resort. Очень приятное место. Здесь же две серф школы и прокат досок. Стоимость проката доски — 300 песо в час. Инструктор — 600 песо в час. На пляже Дули волны довольно существенные, до 6 футов!

Путешествие на SUP-бордах на Палаване (Филиппины)

Дно песчаное, что позволяет безопасно учиться, все падения мягкие. Вот сюда, на пляж Дули мы ездили серфить. Дорога от Эль Нидо занимает около часа на байке. На пляже есть хорошее недорогое кафе и массажный салон.

Здесь же на пляже Дули есть небольшая река, она впадает в море прямо в центре пляжа. Река очень живописная, но как и в манграх пугающая, прежде всего из-за непрозрачной воды в зарослях каких-то водных пальм.

Палаван

На этой речке мы сняли этот замечательный клип

Вообще на Палаване, как потом выяснилось, есть пара больших широких рек. Они находятся в центральной части острова, километрах в 200 от Эль Нидо. Сейчас очень жалеем, что не знали про них и не сплавились. Реки тоже мутные, но побережье бесподобно красивое. Надеемся на следующий новый год соберется группа и мы обязательно посетим эти места.

В наши планы еще входила поездка на остров Корон, хотелось покататься по тамошним озерам и съездить на остров Калуит, посмотреть африканских животных в местном сафари-заповеднике. И была мысль пройти по подземной реке включенной в список наследия ЮНЕСКО на Палаване.

Поездку на подземную реку мы довольно быстро для себя отмели. Это связано с тем, что на реку можно идти только на арендованных лодках, на сапах не пускают и к тому же на реке просто давка людей, по 900 в сутки. Мы решили, что там не может быть ничего достойного такой истерии.

Подземная река о. Палаван

На Калауит и Корон тоже не удалось отправиться. Мы отложили поездку на последнюю неделю и именно в это время одного из участников одолела кишечная инфекция. Плыть от Эль Нидо до Карона и Калауита (это по сути один остров) около 4 часов на скоростной лодке фирмы «Монтенегро» и около 10 часов на любой другой лодке. Путешествие физически тяжелое, поэтому было решено оставить его на следующий раз. Однако, если вы планируете посетить Эль Нидо и Корон, то стоит делать так: берете авиа билет туда до Палавана, из Палавана едете на лодке до Корона, из Корона на самолете уже в Манилу. Избежите мучительной и дорогой (билет на человека в одну сторону 1900 песо) дороги по морю в оба конца. И стоит помнить, что аэропорт на Палаване тоже в 6 часах езды от Эль Нидо, а это утомительно.

Палаван

На Палаване мы познакомились с Кристиной и Тодом — канадская пара. Ребята живут в Коронг Коронге уже 20 лет. Строят очень классный отель и развивают SUP-серфинг в этом регионе. У ребят SUP-станция с прокатом «SUPxplorer» и SUP-прогулками по морю и рекам.

В целях обмена опытом мы отправились в один из SUP-туров с ребятами. Прогулка охватывала несколько остров. Для обеспечения безопасности туристов сопровождает моторная лодка. Это очень правильный подход.

Туристы идут на сапах 1-2 км после чего их на следующую локацию везут на лодке. Вот это нам не очень понравилось, так как тур в итоге был больше фановым и ничуть не спортивным. Имея моторную лодку сопровождения можно ходить по островам даунвинд (по ветру), что совсем несложно для новичков.

Палаван

Иногда мы скучали на этом туре, для нас все было очень медленно, поэтому периодически куда-нибудь отлучались. Так пока туристы пили пиво на одном из островов мы дошли до корабля, припаркованного неподалеку.

В завершение тура ребята приготовили ужин и накрыли на доске великолепный стол!

Во время тура с командой SUPxplorer мы сняли это короткое видео:

Еще на станции SUPxplorer мы впервые попробовали катание на так называемом BIG SUP. Это большой надувной плот для 4-12 человек. Используется исключительно для корпоративных развлечений.

Как транспортное средство плот слабоват: баланс сложнее держать, жесткость доски слабая, нужно организовывать координацию действий. А как снаряд для развлечения и приколов — то, что нужно!

Палаван

Все гребут кто куда, кто-то падает, периодически всю доску переворачивает. Это очень забавно! Мы умудрились даже поймать волну! В этом ролике можно воочию увидеть как это было.

В конце поездки наши филиппинские друзья пригласили нас на свадьбу. Венчание происходило на закате на пляже. Это было очень трогательно!

Жених и невеста из Канады, церемонию проводили на родине невесты. Мы пришли на свадьбу с букетом живых цветов (нарвали в округе), чем очень всех приятно удивили. Почему-то несмотря на обилие цветов, здесь принято украшать все искусственными.

Палаван

Вот так и прошли 4 недели на Палаване. Конечно, было еще много мелких походов на острова, и несап активностей, не будем на них останавливаться. Это было незабываемое путешествие!

Если вы тоже хотите посетить остров Палаван и пройти наши маршруты на SUP-досках, пишите или звоните к нам в SUP-club.ru. Мы поможем вам спланировать маршрут, экипировку, подобрать авиабилеты, трансферы, свяжем вас с командой SUPxplorer, если вы захотите кататься с их группами или арендовать у них сапы. Поможем с жильем и любыми советами! Консультационные услуги бесплатные для участников нашего клуба.

На следующий новый год мы планируем еще раз посетить Палаван. Записывайтесь как можно скорее. Кроме того, приглашаем вас в предстоящие весной и летом 2017г. туры на Камчатку и в Карелию.

Смирнова Мария,
февраль 2017 г.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях: