Какой гоночный SUP-борд выбрать, чтобы занимать первые места. Советы профессионалов
Гонки на SUP очень быстро набирают популярность, и те, кто участвовал в соревнованиях на обычных туринговых или прогулочных досках, уже смотрят в сторону рейсового борда.
В сегменте гоночных сап-досок в основном две длины — 12'6" и 14' футов. Доски длинные, так как этот параметр влияет на курсовую устойчивость и, соответственно, скорость.
Какую длину выбрать?
Подросткам, невысоким мужчинам и миниатюрным девушкам весом до 50 кг можно выбрать доску длиной 12’6", всем остальным порекомендуем 14'.

14-футовый борд быстрее и более стабилен, чем 12’6", а если говорить о маневренности, то 14' развернуть можно в принципе так же быстро, как и 12’6".
Как выбрать ширину?
Второй критерий при выборе сапборда для гонок — это ширина. Чем уже доска, тем меньше её объем — соответственно, скорость выше, но устойчивость меньше.
23,5", 24", 25", 26", 27" и 28" дюймов — вот такой ширины бывают надувные доски для гонок. Все, что шире, скорее всего, относится к классу туринговых досок.

Ширина жестких гоночных сап-досок начинается с 19’75" дюймов.
При одинаковой ширине жесткой и надувной досок, жесткая будет более устойчивой. Условно, по ощущениям, на надувной доске с шириной 24" ощущается как на жесткой с шириной 22".
Если говорить о надувных досках, то схема выбора следующая:
-
27"-28" для райдеров весом 90 кг и более. Эту же ширину можно посоветовать любителям, тем, кто хочет совмещать гонки, прогулки и длительные сплавы;
-
25-26" для гонщиков до 90 кг;
-
24" для уверенно гребущих и прогрессирующих райдеров.
Отнеситесь со всей серьезностью к выбору ширины. Не стоит брать слишком узкую доску на вырост. В итоге будете мучиться и много падать.
У нас были случаи, когда вопреки советам продавца, покупатель брал более узкий, чем нужно, SUP-борд. В итоге, накупавшись, райдеру приходилось покупать еще одну доску, более широкую.
Почувствовав себя уверенно на доске определенной ширины, попробуйте изменить акваторию, покататься на открытой воде, на волнах, с сильным встречным и особенно боковым ветром. Возможно, в таких условиях сапборд не покажется уже таким же устойчивым.
Выбираете комфортную ширину и потихоньку переходите на более узкие доски.
Кстати, у многих спортсменов в гараже несколько досок разной ширины. Это как раз связано с тем, что на разных акваториях разные доски будут более или менее эффективными. На флете, в штиль можно взять поуже, на волнах - пошире.
Предыдущий гоночный сапборд всегда можно пристроить в SUP-тусовке или реализовать через наш сап-чат в Телеграм.
Фишки гоночных SUP-досок
Рокер носа (загиб) или возможность его регулировки — важная функциональная особенность гоночных досок.

Рокер помогает доске лучше преодолевать чоп — мелкие беспорядочные волны или болтанку.
Например, у досок Red paddle рокер регулируется. Это очень удобно, ведь на гладкой воде он не нужен.
Кик-тейл (kick tail) — порожек на корме, который позволяет упираться ногой для резких поворотов.

Спид-тейл (speed tail) — порожек на корме за плавником, делает край кормы более ровным, что позволяет быстрее высвобождать воду из-под доски, улучшая её ход.

Формы кормы гоночных досок
Сейчас на рынке распространены две формы кормы гоночных сапбордов: типа веретено и прямоугольная.
Форма кормы типа веретено дает более высокую скорость, но для резких разворотов плохо подходит. Прямоугольная корма улучшает устойчивость и при маневрировании, и при движении.
Жесткость надувных гоночных SUP-досок
Жесткость доски в гонке критически важна. Мягкий сап будет тормозить, создавая излишние колебания.
Практика показала — гоночную доску лучше качать до давления 20 PSI минимум, тогда она будет действительно жесткая. Но, не у всех досок есть такая возможность.

Также производители надувных САП-досок пытаются добиться большей жесткости путем внедрения различных технологий, таких как RSS и FFC у Red paddle. Стрингеры используют Shark, RRD и JP Australia. Арамидный кабель Airline, идущий по дну от носа до киля, который фиксирует нужную жесткость доски применяется у Starboard.
Словом, покупая надувной гоночный сап борд, нужно убедиться, что жесткость обеспечена современными технологиями.
Вес гоночного сапборда
Чем легче гоночная доска, тем она лучше идет. Премиальные бренды используют более легкий и прочный ПВХ, поэтому их надувные доски легче бюджетных собратьев.
Жесткие доски тоже стараются сделать максимально легкими. В производстве используются легкие материалы, такие как карбон, пластик, пеноизол, стекловолокно, дерево и их комбинации.
Жесткая или надувная доска для SUP-гонок?
И у жесткой, и у надувной доски есть свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим, чтобы можно было уверенно делать выбор.
Минусы жесткой:
- достаточно хрупкая, боится ударов
- громоздкая для перевозки и хранения, в квартире скорее всего держать такую доску не получится
- достаточно дорогая
- ремонтопригодная
- технологии позволяют создать практически любую форму, что сказывается на гидродинамике, а это, в свою очередь, на скорости
- ощущения! Покатавшись на жесткой доске, надувную уже ощущаешь компромиссным решением
- недостаточная жесткость
- существующие технологии пока не позволяют добиться гидродинамики, сравнимой с жесткими аналогами
- необходимость накачки, в то время как жесткая доска всегда готова
Плюсы надувной гоночный сап-доски:
- мобильность — это главный плюс! Ее легко брать с собой в машину, самолет и т.д. Нет проблем с транспортировкой — нет препятствий к участию в гонках
- удобно хранить
- в разы дешевле жесткой

Если вы начинающий гонщик, то лучше попробовать найти свою ширину, длину и форму на надувных бордах. Хотя бы из соображений экономии. Далее, когда уже сформируется понимание того, какой шейп, длина и ширина требуется именно вам, можно подбирать жесткую.
Кстати, почти все крупнейшие мировые соревнования ввели отдельные классы для надувных и жестких досок. Это плюс или минус? Для начинающих — плюс. Для тех, кто не может поехать на другой свет на соревнования с жесткой доской, тоже плюс, разумеется.
У опытных райдеров в их парке часто можно увидеть несколько досок. Минимум одна надувная и одна жесткая.
Лайфхак!
Приезжайте на соревнования Zavidovo SUP Challenge, где собираются райдеры со всей России.

Именно здесь огромное разнообразие досок. Договориться протестировать понравившийся SUP проще простого! В 2025 году на соревнованиях у вас есть возможность опробовать в деле новинки Shark 2025.