Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
0Сравнение
Укажите свой город
         /   Барт де Зварт. Ментальная подготовка к SUP марафонам

      Барт де Зварт. Ментальная подготовка к SUP марафонам

      Сергей Стариков
      08.04.2020

      Предлагаем вашему вниманию перевод выступления Барта в прямом эфире.

      Оригинал видео:

      Барт де Зварт — профессиональный SUP-райдер, специализирующийся на длинных дистанциях, ультрамарафонах и SUP-экспедициях:

      - 4х-кратный победитель гонки "SUP 11 city tour" (220 км)
      - победитель самой длинной в мире гонки "Yukon 1000" (1000 миль)
      - завершил SUP-экспедиции в Арктике, Африке, Непале, Эфиопии, на Маркизских островах

      Также он совершил множество одиночных длительных переходов:  Гавайские острова, Северное море, Французская Полинезия.

      Bart de Zwart Барт де Зварт

      Сегодня я буду говорить о физической и психологической подготовке к ультрагонкам на длинные дистанции и экспедициям. Основное внимание я хочу уделить именно ментальной подготовке, потому что в гребле на длинные дистанции и экспедициях это аспект важнее всего. Многие люди спрашивают меня, что важнее: ментальная или физическая подготовка? Разумеется, вы должны быть готовы физически к продолжительной гонке. Для меня это дистанции от 50 км и до 1000 миль, как, например, "Юкон 1000". 

      Да, вы должны быть в физической форме, чтобы сделать это, но также вы должны быть подготовлены и психологически. Сильная ментальная подготовка, я думаю, даже важнее, чем физическая. Это позволит вам пройти такой ультрамарафон, как, например, "SUP City 11 Tour non stop" (220 км) или "Yukon River Quest" (750/1000 миль), или любой другой, из числа больших длинных гонок.

      При этом особенно тяжело закончить подобную гонку успешно, если вы физически хорошо подготовлены, а вот психологически не готовились, и не выдерживает именно голова, а не мышцы.

      Барт де Зварт ментальная подготовка к длительным дистанциям

      Вот почему такие люди, как я, а мне чуть больше 50 лет, проходят подобные дистанции. Чем старше ты становишься, тем больше опыта получаешь, и тем легче даются длительные маршруты. Но это не значит, что если вы молоды, подобное не для вас. Вы можете сделать это, но главное - готовиться. А готовность означает, что вы все проверили, опробовали все свое снаряжение и изучили то место, куда собираетесь.

      Вам потребуется от двух до шести месяцев, чтобы подойти к гонке в хорошей форме. Но о тренировках я хочу поговорить в следующий раз, а в этой части мы разберем только ментальную подготовку.

      Тестирование оборудование перед гонкой

      Первым делом коснемся тестировании вашего снаряжения. Большинство людей пробуют свои доски в хороший солнечный, не слишком ветреный день, и доска отлично работает в этих условиях. Но, когда вы идете длинную дистанцию или проводите на воде несколько дней, условия, разумеется, не всегда идеальны. Поэтому попробуйте свою доску в разных условиях. Выходите на воду вечером. Выходите, когда идет дождь. Когда ветрено: ветер северный или южный, встречный или дует в спину. И только тогда вы действительно научитесь работать с доской. Тогда вы узнаете, каково это, грести против ветра, когда он достигает 20-30 узлов. А затем, после проведения тестов, вы поймете, чего ожидать и от вашего тела. 

      Весла

      Гребля на коротких и длинных гонках довольно сильно отличается. Когда я гребу длинную дистанцию, то использую более длинные весла, чем во время гонок на короткие, как и большинство людей. Я бы сказал так: короче гонка — короче весло.

      Весла для SUP гонок

      Когда вы гребете длинную дистанцию с коротким веслом, приходится постоянно нагибаться, и от этого очень быстро устает спина. Поэтому я использую более длинные весла и меньше работаю корпусом. Если вы не хотите столкнуться с этой проблемой во время экспедиции, тестируйте во время подготовки весла разной длины.

      Одежда 

      Одежда является очень важной частью подготовки к ультрадлинным дистанциям и экспедициям. Если вы правильно выбрали одежду, то не замерзнете и не будете перегреваться, ну или, как минимум, сможете сами регулировать вашу температуру. 

      Яркий пример для меня — "Yukon River Quest". Это трехдневная гонка, и температура воздуха очень сильно меняется. Ночью температура падает до нуля, а в течение дня поднимается до 25-30 градусов. Когда думаешь о таких больших перепадах, очень трудно подобрать подходящую одежду. Но если вы используете несколько слоев одежды, регулировать температуру собственного тела становиться проще. 

      Например, я всегда ношу одну и ту же одежду почти на любую гонку в мире, не важно, жарко или холодно в том месте — это леггинсы и лайкра. И на всякий случай я всегда беру с собой дополнительную одежду — мембранную куртку. Если у вас действительно хороший Gore-Tex, вы останетесь сухими в дождь и защищенными от ветра в плохую погоду. Если важно оставаться сухим в течение длительного времени, независимо от условий, в которых я нахожусь, я использую сухой гидрокостюм. Под него можно надеть более теплые вещи и дольше оставаться в комфортных условиях. 

      Спасательный жилет

      На некоторых гонках выдают вспененные спасательные жилеты, который работает как дополнительный термоэлемент, т.к. это толстый слой пены, но при этом важно, чтобы вы продолжали грести в своем темпе, несмотря на внешние факторы. Спасательные жилеты бывают разные. Одни начинают натирать уже через полчаса, а некоторые так хороши, что вы не чувствуете никакого дискомфорта. Ваш личный спасательный жилет обязательно нужно протестировать перед длинной гонкой.

      В общем, я использую несколько слоев одежды. Тонкий слой — лайкра Patagonia, плюс базовый слой, если это действительно холодная локация. Но чаще всего на мне лайкра и мембранная куртка, и этого достаточно даже в самых холодных районах.

      Дополнительное оборудование

      Следующее связано не совсем с одеждой. Солнцезащитные очки нужны, потому что во время длительной гонки глаза не могут справиться с большим количеством солнечного света, в том числе отраженного, и требуется защита. Даже простой длинный переход в солнечный день — это всегда утомительно для глаз, и у некоторых даже болит голова. Так что да, хорошие очки солнечные очки должны быть, и их также следует пробовать и проверять до гонки.

      Чем чаще вы используете вещи, которые планируете взять с собой на гонку или в экспедицию, тем лучше вы подготовлены психологически, потому что знаете, как они работают. 

      Дополнительные SUP аксессуары

      Следующая вещь — электронное оборудование, GPS. GPS всегда закреплен на моей доске для гонок на длинные дистанции. Во-первых, потому что просто приятно видеть, какова ваша скорость, и для меня это почти партнер по тренировке. Во-вторых, это датчик: я вижу, как работаю, и если замедляюсь, то могу это отследить. Это особенно актуально в гонках на длинные дистанции, потому что в какой-то момент ваш мозг неизбежно отвлекается на посторонние темы. Но если продолжать отслеживать скорость, видно, замедляетесь вы или работаете в прежнем режиме. И наоборот, если вы видите, что идете слишком быстро — GPS подскажет, что пора замедлиться.  

      Ультрадлинные гонки — это идеальный баланс между тяжелым и не слишком сложным для вас темпом. Все зависит от гонки: SUP city tour — это 4-5 часов в день, Yukon 1000 — 18 часов в день, поэтому вы должны найти тот баланс, который позволит вам работать в течение долгого времени.

      В некоторых гонках мне не разрешали использовать GPS с картой, поэтому вам нужно иметь компас и карту. Свой компас помогает во тех случаях, когда вы не видите другой берег или когда туман или ночь. Обязательно проверьте и научитесь работать с компасом до выхода в большое плавание. Иногда я беру с собой телефон, но это исключительно для безопасности.

      Еда

      Очень важно протестировать еду, которую вы планируете употреблять во время длительного перехода. На коротких дистанциях не очень важно, что вы едите, а чаще всего это вообще не требуется. А на длинных дистанциях вам нужно поддерживать свой энергетический баланс, при этом чаще всего не отрываясь от гребли.

      Я использую жидкую пищу, которая в основном такая же, как используют для велосипедных гонок — это просто разведенный порошок, смесь белка и других ингредиентов. Спортивный напиток — приятная вещь, но обязательно протестируйте его перед гонкой и посмотрите, как вы на него реагируете. Я делаю данный напиток довольно жидким, так что пью его как воду. Его можно употреблять все время, четыре дня подряд. Если такой вариант не подходит — используйте гели. Обычно я использую гели только для последней части гонки или когда  действительно очень сильно устал. По моим наблюдениям во время гонки гели часто расстраивают работу желудка, потому что гель — это высокая концентрация сладкого. Короче говоря, чтобы с питанием и желудком не было проблем, вы должны найти хороший баланс между жидкостью, спортивными добавками и продуктами.

      Еда во время SUP марафона

      Я использую некоторые твердые продукты, например бананы и сухофрукты. Чем длиннее дистанция, тем более соленые и жирные продукты я употребляю. Поскольку вы сжигаете жир, содержащийся в организме, вам как-то нужно компенсировать это съеденным. 

      Сложные ситуации во время SUP экспедиций

      Следующий пункт психологической подготовки - это проработка стратегий выхода из сложных ситуаций. Важно в экспедициях и некоторых ультрамарафонах быть готовым к тому, что ветер усилится настолько, что вы не сможете дойти до той части берега озера, океана или моря, куда шли - и на это у вас должен быть проработанный запасной план действий.

      Продумайте заранее все сценарии, что может пойти не так, подумайте обо всех проблемах, которые могут возникнуть. Звучит устрашающе, но это на самом деле помогает. Если вы продумываете все эти моменты заранее, то когда они произойдут, вы не будете волноваться или паниковать, а подумаете: “Хорошо, я вроде так и предполагал, все в порядке. Может быть, просто пойти в другое место?”

      Обязательно используйте лиш

      Все экспедиции, в которых я участвую, я предпринимаю только когда к ним готов. Не говорите себе: "Я попробую, а там посмотрим". Все вещи которые я делаю, даются мне потому, что я знаю, что я могу сделать это. Потому что я подготовлен к этому морально и физически. 

      Погода

      Во время некоторых гонок или экспедиций у вас бывает возможность связываться с близкими, которых имеют доступ в интернет и могут подсказывать вам прогноз погоды на ближайшие 24 часа. В некоторых случаях такой возможности нет, так что вы должны быть готовы к любым изменениям погоды. В первую очередь это касается вашей одежды. 

      Поддержка

      Очень классно, если вы идете гонку с товарищами по команде. Проговорите с ними все сценарии, сообщайте о том, что происходит, например, если вы сильно устали. 

      Поддержка на SUP соревнованиях

      Договоритесь, какую пищу они должны готовить, если они поддерживают вас во время гонки. Что им делать, если что-то пойдет не так? Когда у вас есть напарник, проговорите все, что может пойти не так, особенно если вы не согласны друг с другом. Оцените, как вы реагируете на то, что обсуждаете прямо сейчас, поговорите об этом друг с другом.

      Маршрут

      Знайте свой маршрут, как свои пять пальцев. "SUP 11 City tour" я сказал бы, один из самых легких и приятных ультрамарафонов. Но многие люди ошибаются и идут неверным маршрутом. Если вы приготовитесь заранее, изучите карту, воспользуетесь ей — вы совершите намного меньше ошибок. 

      Я часто замечаю на гонках, даже на короткие дистанции, что большинство людей думают: “О, я просто буду следовать за другими или обойду эти буи..” Но что вы будете делать, если человек перед вами пойдет неверным путем?

      Знайте ваш маршрут, знайте вашу карту и следуйте им. Чем лучше вы подготовлены, тем проще будет на дистанции. Главное знать, где вы находитесь на карте в данный момент времени. Потому что на пути вам может встретиться множество препятствий, например, острова: если вы пойдете налево, потратите полчаса, а если направо - то целый час. Так что маленькие ошибки в конечном итоге могут превратиться в большое поражение. 

      Безопасность

      По мне, чем лучше вы подготовлены, тем безопаснее все пройдет. Потому что вы готовы ко всему, что может случиться. Вот некоторые из вещей, которые я считаю важными. Лиш — это пожалуй, самое главное, что вы можете иметь на доске. Только потому, что SUP-доска - это ваша единственная надежда на спасение. Если вы находитесь действительно далеко в море и упали с доски, можете не переживать, если используете лиш. Вы можете сесть на доску, лечь, и поэтому я думаю, что лиш гораздо важнее, чем спасательный жилет. Жилет поможет вам держаться на воде, но берег может быть очень и очень далеко, и жилет не поможет добраться до него. Поэтому я всегда использую лиш, в тяжелых условиях даже несколько. Обязательно используйте лиш

      Был даже один случай во время гавайского перехода, когда доска была настолько тяжелой, а сильный ветер и волны так быстро уносили ее от меня, что лиши рвались. Тогда я привязал веревку к моей талии, и только благодаря этому остался с доской. Так что я всегда всегда использую лиш, а спасательный жилет тогда, когда этого требуют окружающие условия. 

      Есть много гонок, в которых жилет не только обеспечит безопасность, но еще и дополнительно согреет. Также вы дольше остаетесь на плаву и получаете больше шансов на спасение.

      Переохлаждение и тепловой удар

      Во время многих гонок особое внимание нужно уделить этим моментам. Потому что в течение дня ваше тело может сильно нагреваться, а в темное время суток подвергаться переохлаждению. Для того, чтобы защитить себя, вы должны быстро реагировать на сигналы, поступающие от вашего организма. 

      Пара важных вещей: если вам жарко, остудите себя сразу же, не ждите слишком долго. Пейте много воды, потому что если вы будете ждать слишком долго, может оказаться слишком поздно. Я видел много спортсменов, особенно на Юконе, которые были первым, в течение дня. Они сильно перегревались, людей начинало тошнить, а это очень трудно преодолеть. Ваше тело становится слабым, и в какой-то момент вы чувствуете, что просто не можете продолжать гонку.  

      Ночью всем становится холодно, и как только солнце ушло, температура быстро падает на несколько градусов. Поэтому, когда вы начинаете мерзнуть, также реагировать нужно сразу, не думая. Вам нужно оперативно согреться, надеть дополнительную одежду, не допустить переохлаждение и не простудиться. Даже если ваши конкуренты впереди вас, остановитесь, наденьте больше одежды и продолжайте греблю в более интенсивном темпе, иначе потом вы можете потерять еще больше времени. Чем быстрее вы реагируете, тем лучше для вас. 

      Безопасность и психологическая подготовка для меня — это тест всего оборудование, разбор всевозможных ситуаций и еще одна важная вещь — научитесь говорить «нет».

      Если что-то слишком опасно, вы понимаете, что сейчас неподходящая погода, сильно переживаете за исход экспедиции и т.д. — откажитесь или отложите до лучших времен свой выход. Даже если вы испытываете давления со стороны окружающих, даже если вы публично что-то пообещали, умейте говорить “нет”.

      Bart de Zwart победитель гонки Non Stop SUP 11 City Tour Race

      Я усвоил этот урок. Однажды я решил не делать переход из Канады в Гренландию, потому что это было слишком опасно. Как оказалось позднее, это было верным решением: я узнал, что, попытавшись совершить этот переход, погибли люди на каноэ. Всегда оставайтесь в здравом уме и не позволяйте окружению решать, что вам делать. Мы живем один раз, последнее слово всегда остается за вами.

      Bart de Zwart - https://facebook.com/BartdeZwartSUP/

      Мы приглашали Барта, как специального гостя, на гонку Zavidovo SUP Challenge. Ему очень понравилась эта идея, так что не исключаем возможности, что Барт де Зварт посетит наше мероприятие. До встречи на воде!

      Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!


      Хиты продаж надувных досок для серфинга:
      Остались вопросы?
      Мы с удовольствием поможем!